Основные понятия
Дискурс (фр. discours, от лат. discursus рассуждение, довод) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности. В специальном, социогуманитарном смысле — социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.
Дискурс-анализ – совокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях.
Дискурсивное поле — смесь интеллектуального и социального полей, где социальное взаимодействие переходит в определённый тип практики.
Процессы, обеспечивающие дискурсивные поля:
- Воспроизводство общего категориального аппарата — язык общения;
- Поддержание границы дискурсивного поля — где границы являются зонами ограниченного понимания или полного непонимания;
- Формирование общего теоретического каркаса, представляющего собой единый интеллектуальный поток;
- Обеспечение силового характер дискурсивного поля;
- Поддержка тенденции к институализации;
- Формирование на основе дискурсивного поля дискурсивное сообщество.
Типы акторов дискурсивного поля:
- Основоположники — основатели концептуальных идей (в каждом поле свои);
- Лидеры-толкователи — последователи или наследники Основателей, которые развивают и адаптируют идеи к конкретному периоду времени и месту;
- Активисты — энергичные деятели дискурсивного поля;
- Приверженцы — следуют правилам, рассуждают в категориях, часто просто потребители дискурсивного поля.
- Попутчики — «случайные прохожие».
Предполагается, что максимальный интерес к обсуждаемым темам находится в центре дискурсивных полей, а чем ближе к границам, тем больше ослабевают интерес и интенсивность общения.
Подходы к проведению дискурс-анализа:
-Текстуальный подход как сознательно ограничивающий свои исследовательские интересы рамками одного отдельно взятого текста как изолированного, автономного речевого образования;
- Интер- или гипертекстуальный подход, пытающийся выявить и проанализировать смысловые взаимосвязи (цитаты, ссылки, аллюзии, реминисценции) между самыми различными текстами;
- Контекстуальный подход, рассматривающий любое высказывание (текст) как продукт деятельности социальных агентов, всегда включённых в социальные взаимодействия и структуры, конкретную социально-политическую и культурно-историческую ситуацию.
Основные этапы проведения дискурс-анализа:
- Фиксация изучаемого материала;
- Выделение его формальных характеристик;
- Обозначение контекста как коммуникационной ситуации;
- Выбор направления и стратегии анализа;
- Дифференцирование и структурирование этапов исследования;
- Определение техники и средств анализа при использовании конкретной модели исследования;
- Дефиниции единиц анализа, проверка системы категорий, осуществление основных этапов исследования (дескрипция, реконструкция, интерпретация);
- Фиксация результатов исследования,
- Обобщение, истолкование и структурирование результатов анализа.
Дальнейшая детализация процессов (методик) проведения дискурс-анализа будет представлена в материалах второго этапа НИР.
Аллюзия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание или какая-либо крылатая фраза.
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.